Среда, 13.11.2019, 21:01
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Шибертуйская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Категории раздела
День знаний [25]
День знаний
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рабочие программы

 

 

 
Программа сперкурса
по математике для школ агроэкологического направления
 
Пояснительная записка
 Программа курса составлена для учащихся школы с фермерским направлением, имеющей подсобное хозяйство, и предусматривает овладение техникой вычислений, ознакомление с некоторыми идеями и прикладными методами курса математики, часто применяемыми в трудовой деятельности. Необходимость введения данного курса явилась назревшей потребностью развития школы. Изучение курса дает возможность эффективно, интенсивно использовать математический аппарат для иллюстрации и раскрытия экономического материала в процессе работы школы с фермерским направлением. Наличие подсобного хозяйства позволяет заниматься опытничеством, экспериментальными исследованиями, выявлением возможностей рентабельности сельского хозяйства, связать учебную работу по математике с сельскохозяйственным производством, поэтому цель изучения данного курса - показать применение идей и методов математики в различных сельскохозяйственных ситуациях, решать задачи, с которыми встречаются в своей деятельности агрономы, зоотехники, механизаторы и экономисты. Изучение курса предусматривает профильную и предпрофессиональную подготовку учащихся, получение прикладных знаний и практических умений, приобретение личного опыта работы в сельском хозяйстве Основными задачами курса являются формирование приемов математического моделирования практических задач, формирование вычислительных, измерительных, графических навыков, привитие навыков планирования, рационализации своей деятельности, воспитание экономической грамотности, воспитание учащихся на примерах содержательных задач и показ важности математических знаний и умений решать задачи. В курсе большое внимание уделяется решению задач, самостоятельно составленных учениками, подсказанных проблемами сельского труда и быта, с учетом местных условий, используя данные подсобного хозяйства. Основными видами учебной деятельности при изучении данного курса являются вычисления по формулам, измерения, опыт и эксперимент. Наиболее эффективной формой обучения представляется лекционно - семинарская, сочетающаяся с лабораторно-практическими занятиями. Целесообразно использовать самостоятельную работу учащихся, такие, как написание рефератов, творческих практических работ и т.д. Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов.
 
Тематическое планирование
Содержание учебного материала                                                         Кол. часов
1. Величины                                                                                                     3 ч
2. Процентные вычисления. Простые и сложные проценты.              4 ч
3. Понятие модели. Математическое моделирование.                         4 ч
4. Задачи на оптимизацию                                                                           6 ч
5. Расчетные задачи в сельском хозяйстве                                               8 ч
6. Практикум                                                                                                   8 ч
7.Итоговое занятие                                                                                         1 ч
В результате изучения курса учащиеся должны:
- овладеть математическими методами познания действительности.
- выполнять математические расчеты для решения повседневных жизненных задач с применением калькулятора и компьютера
- научиться формулировать задачу, составлять математические модели конкретных практических ситуаций.
- ознакомиться с основами метода линейного программирования.
- решать основные задачи на проценты и на дроби, определять прямо пропорциональные величины и составлять соответствующие пропорции
- работать с формулами (понимать содержательный смысл каждого элемента формулы, подставлять в формулу значения переменных, преобразовывать формулу для выражения одной из входящих в нее величин через другие)
Содержание
· Величины. Понятие величины. Связь между величинами. Действия с величинами. Величины в сельском хозяйстве 
Учащиеся должны знать:
- определение величины
- понятия величин, применяемых в сельском хозяйстве.
Учащиеся должны понимать:
 - что величина - количественное изучение свойств объекта
- что количественное описание – величина представляется не только числом, но и единицей измерения.
Учащиеся должны уметь:
- определять связи между величинами
- выполнять действия с величинами
· Процентные вычисления. Понятие процента. Типовые задачи на процентные вычисления. Простые и сложные проценты.
Учащиеся должны знать:
- понятие процента
- понятия простых и сложных процентов.
- типы задач на проценты.
Учащиеся должны уметь:
- определять типы задач на проценты
 - решать все типы задач на проценты
· Понятие модели, математического моделирования. Математическая постановка практической задачи. Понятие математической модели. Составление математической модели конкретных практических задач, процессов, явлений.
Учащиеся должны знать:
 - понятие модели объекта, процесса или явления
- понятие математической модели, моделирования -этапы решения задач
Учащиеся должны уметь:
- переходить от реальной ситуации к построению формальной математической модели
- выбирать рациональный метод решения задачи - переходить к исходной ситуации, выявлять соответствие полученных результатов рассматриваемой ситуации
- использовать знание математики в практической деятельности.
· Задачи на оптимизацию Понятия оптимизации, эффективности, наибольшее, наименьшее, наилучшее, наиболее выгодное, наиболее экономное. Производительность труда. Прибыль. Себестоимость единицы продукции. Рентабельность. Затраты. Оптимизация по рентабельности и прибыли. Решение задач методом линейного программирования.
- Учащиеся должны знать:
- понятия оптимизации, эффективности
- понятия наименьшего, наибольшего, наилучшего, наиболее выгодного, экономного.
- понятия прибыли, рентабельности, оптимизации.
- понятие производительности, себестоимости, заработной платы.
- метод линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- применять таблицы, справочники
- решать задачи методом линейного программирования, т.е. находить минимум или максимум линейной функции от нескольких переменных при заданных ограничениях
- составлять задачи на основе данных таблиц, полученных в результате эксперимента.
- решать задачи на оптимизацию. · Расчетные задачи в сельском хозяйстве Учет сельскохозяйственной продукции.
Урожайность культур. Привес животных. Нормы расхода горючего. Влажность зерна. Влажность почвы. Жирность молока. Расчет посевной годности семян, норм высева. Обработка опытных данных. Зарплата.
 Учащиеся должны знать:
- перечисленные понятия
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на нахождение перечисленных величин.
· Практикум
 Производственные задачи:
определение производительности труда, урожайности пшеницы и овощей в подсобном хозяйстве,
составление рациона животных
Практические работы:
Вычисление длин, площадей, объемов сельскохозяйственных объектов.
Масса сена в скирдах и стогах.
Лабораторные работы:
 определение влажности зерна, привеса животных, жирности молока, расхода горючего, плотности картофеля и овощей, определение посевной годности семян, установление веса сена и соломы в стоге
Литература
1. Волков В.А. Элементы линейного программирования. М., Просвещение, 1975.
2. Кованов С.И., Свободин В.А. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий. М., Агропромиздат, 1991.
 3. Петров В.А. Математические задачи из сельскохозяйственной практики. М., Просвещение, 1980.
4. Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. М., Просвещение, 1986.
5. Преподавание математики в сельской школе / Сост. Колягин Ю. М. М., Просвещение. 1984.
6. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. М., Школа - Пресс, 1999.
7. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. Книга для учителя. М., Просвещение, 1990.
 8. Шапиро И.Н. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М., Просвещение, 1990.
9. Фридман Л. Число – основное понятие. Статья. Газета «Математика»,
 
 
 
История развития математической науки монгольских народов (17 часов)
 
 Пояснительная записка
 Программа внеклассных занятий по математике имеет целевую направленность на развитие познавательного интереса с внесением акцента на развитие у детей внимания, памяти и воображения. Данная программа – модель введения этнокультурного регионального компонента математического образования в 5-6 классах. Целью введения программы заключается в приобщении учащихся к родной культуре, развитие творческих способностей учащихся: воображения, внимания, памяти (природной и культурной), представление возможности для этнокультурного и личностного самоопределения на основе здоровьесберегающей технологии. Программа ставит следующие задачи: 1. дополнить и углубить базовые знания по предмету «математика»; 2. развивать мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать, и т. п.; 3. учить приемам исследовательской и творческой деятельности. Актуальность работы определяется проблемой регионализации математического образования в Бурятии, рядом факторов практического характера: разработкой самого содержания математики и ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время. Научно-педагогические концепции внедрения содержания национально-регионального компонента разработаны в трудах В.А.Балханова, М.Н.Очирова, и, в частности, автором учебника «Математика монгольских народов в школе» Л.Д.Дугаржаповой и др. Вышеназванный учебник также является основным учебным комплексом, от которого отталкивается настоящая программа. Гипотеза программы заключается в повышении качества изучения математики, также предположение, что история математики монгольских народов станет не только предметом обучения, но и воспитания человека с национальным сознанием и культурой, способного освоить мировую культуру. Практическая значимость внеклассных занятий несомненна. Она обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. В зависимости от учебной задачи используются всевозможные методы и способы: фронтальная, групповая и индивидуальная работа. На занятиях обучающую роль играют наравне с учителем высказывания детей, информация добытая ими в процессе работы как дома, так и в классе. На занятиях формируются следующие ключевые компетенции учеников: § учебно-познавательные компетенции: учатся планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания; § информационные компетенции: учатся самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача; § коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других. На занятиях учащиеся знакомятся с именами монгольских, бурятских, а также русских ученых – просветителей, сыгравшими большую роль в становлении математической науки у монгольских народов. В программе представлены логические задачи с сохраненной самобытностью изложения. Логические задачи монгольских народов способствуют развитию мышления, внимания, имеют практическую направленность и способствуют умению применять свои знания в новых условиях. При реализации данного курса необходимо учитывать: · предметную учебную программу; · сообразность учебного и этнокультурного материала и возможность использования его в воспитательных и образовательных целях; · возрастные и этнопсихологические особенности обучающихся.
 В результате прохождения программы курса
ученики должны знать:
· основные периоды развития истории математики монгольских народов; ·
 имена ученых-математиков, внесших вклад в развитие математики монгольских народов и их труды;
· элементы народного математического фольклора;
 · бурят-монгольские народные математические термины;
· основные единицы народной метрологии; · способы решения народных задач;
· счетные приборы монгольских математиков.
Ученики должны уметь:
· Называть и записывать многозначные числа с помощью старомонгольских цифр;
· Решать народные задачи народными способами;
· Формулировать условие решенных задач и комментировать решение народных задач.
 
 Тематический план (17 часов)
 №п/п                Тема занятия                                                                                        Кол-во часов
1
.Вводное занятие. Зарождение математических знаний у монгольских народов     1ч
2.Математика в устном народном творчестве монгольских народов                         2ч
3.О математике монгольских народов «Зурхай»                                                              1ч
4.Старинные задачи монгольских народов и их решение                                               2ч
5.Развитие математики монгольских народов в средневековье                                    1ч
6.Монгольские математики средневековья                                                                        2ч
7.Монгольский календарь - литэ                                                                                            1ч
8.Метрология монгольских народов                                                                                     1ч
9.Первые учебники математики на монгольском и бурятском языках и их авторы.1ч
10.Арифметика А.В.Попова                                                                                                    1ч
11.Избранные задачи из сборника А.И.Позднеева.                                                           1ч
12.Фестиваль ученических работ                                                                                           3ч
13.итого                                                                                                                                        1ч7 

Содержание учебного материала
Вводное занятие.
Зарождение математических знаний у монгольских народов (1ч).
 Взаимосвязь географических условий с зарождением математических знаний. Периодизация математической науки А.Н.Колмогоровым. Период накопления фактического материала и возникновения математических понятий, приемов решения определенных классов зада. Период элементарной математики или постоянных величин: математика Древней Греции, средневековой Индии, средневекового Китая, стран ислама, математика эпохи Возрождения. Место математики монгольских народов в мировой математике. Поиски истоков математических знаний у монгольских народов. Современные ученые о математических знаниях предков бурят. Математика в устном народном творчестве монгольских народов (2ч)
Три периода развития устного народного творчества монгольских народов Первый этап: мифы монгольских народов – начало логики. Второй этап: появление сказаний о богатырях, пословиц, поговорок и загадок. Третий период: появление предметного счисления у бурят и монголов, первые числа. Математический фольклор в быту: формы досуга ( вечерние посиделки-hуниин наадан, отгадывание загадок – таабари таалсаха, рассказывание сказок – онтохо хоорэлдэхэ, исполнение легенд, преданий – ульгэр дулулаха. Загадки-триады. Загадки – сказки с числами. Пословицы и поговорки.
 О математике монгольских народов «Зурхай» (1ч)
 Математика монгольских народов «Зурхай», как сплав математики и астрономии. Истоки термина «Зурхай». Хубилай – внук Чингисхана, как создатель «Зурхай». Открытие обсерватории и последствие- составление точного календаря.. Старинные задачи монгольских народов и их решение (2ч) Как возникали математические задачи. Задача о домочадцах старика Ерентея. Задача о 100 гусях и способы его решения. Задача о птицах и овцах в изгороди и способы его решения. Задача о количестве лошадей в табуне и способ его решения. Задача о разделе отары овец между сыновьями отца, способ его решения. Задача Сунь-цзы и способ его решения. Примеры задач из современных учебников математики и способы решения их.
 Развитие математики монгольских народов в средневековье ()
  Взаимопроникновение математических знаний средневековой Азии: монгольских народов, Китая, Индии, Средней Азии. Пятиязычный словарь. Роль монгольского нашествия в распространении математических знаний Индии, Китая в странах ислама и дальнейшая ее экспансия в средневековую Европу. Геометрические знания и задачи на укладку геометрических фигур.
 Монгольские математики средневековья (1ч)
  Монгольские математики и их вклад в развитие математической науки: Шиги-Хутугу, Тататунга,Чойджи-Одсэр, Цоо-Мэргэн, Елюй, Чуцай, Улугбек, Ишбальжир. Монгольский календарь – литэ (1ч).
Литэ- основной памятник математической культуры монгольских народов.12-летний восточный цикл. Названия календарных животных. Малый цикл. Большой цикл. Жилище монгольских народов юрта и особенности его устройства. Единицы времени. Суточный животный цикл: Час Мыши –полночь, час Быка –после полуночи и т.д.
 Метрология монгольских народов (1ч)
  Единицы длины, площади, времени, объема, денежных единиц в математике монгольских народов. Закономерность их происхождения. Сравнение единиц измерений математики монгольских народов с единицами измерений других народов, их соотношения.
Первые учебники математики на монгольском и бурятском языках и их авторы(1ч)
 Книги по арифметике Брусе. Ф.И Брусе и его книги по математике. Первая арифметика на монгольском языке А.В.Попова. Двуязычный задачник Позднеева. Арифметика А.В.Попова (1ч)
  Монголовед А.В.Попов, его просветительская деятельность. Арифметика Попова на старомонгольском языке. Страницы учебника. Написание цифр на старомонгольском языке.
 Избранные задачи из сборника А.И.Позднеева (2ч)
  Монголовед А.И.Позднеев и его деятельность. «Сборник арифметических задач для первого и второго года обучения в бурятских школах и домашних упражнений бурятских детей» А.И.Позднеева. Задачи А.И.Позднеева и их решение.
Фестиваль ученических работ (3ч)
 Публичная защита творческих исследовательских работ учеников (можно групповых). Творческих работ: сообщения, проекты, исследовательские работы, выставки на темы Задача о голубях и способы ее решения. Задача о сыновьях одного отца и способы его решения. Способы решения старинных монгольских задач. Единицы длины и их сравнения с древнерусскими мерами длины. Единицы веса, составление сравнительной таблицы с мерами веса других народов. Математические загадки монгольских народов. Пословицы и поговорки о числах. Бурятский орнамент и математика. Задачи других народов , схожие со старинными монгольскими задачами и др.
Литература
1. Выдающиеся бурятские деятели.- Улан-Удэ: Бэлиг, 1994.
 2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики.-М, 1989
3. Дугаржапова Л.Д. Математика монгольских народов в школе.-Улаанбаатар., 2008
4. Елаев Н.К. Историко-педагогическая наука Бурятии.-Улан-Удэ., изд. БГУ, 1998
5. История и материальнай культура бурят . Бурятии
6. Перельман Я. И. Занимательная математика. – М., 1994
7. Соболевский, Р. Ф. Логические и математические игры. – М., 1967.
8. Читмитдоржиев Ш.Н. Была ли цивилизация у бурят? Раздумья монголоведа.- Улан-Удэ , 1998
 9. Халамайзер А.Я. Исторический обзор создания учебников математики в нашей стране –М., Просвещение, 1983
 10. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта, 1998.
 Задания для самостоятельной работы
Метрология
1. Расположите единицы измерения времени в порядке возрастания:
    а).Хоног,     б). жил,      в). амьсгал.
2. Соотнеси пары:
    а).Хоног          1. год
    б).жил               2.месяц
    в).hара              3.сутки.
3. Один цаг (1 цаг) равен:
   а) 1 час     б) 2 часа      в) 30 мин?
4.1 амьсгал равен:
   а) 1 сек.     б) 2сек.        в) 4сек ?
5.12-летний восточный календарь берет начало с:
   а. 1207г.      б. 1027г.       в.1267г.?
6.Начало Нового года по лунному календарю:
  а.1 января   б. 7января   в. Не имеет фиксированной даты?
Корзина
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
  • Сайт учителя начальных классов Цыдыповой О.Д.
  • Сайт учителя начальных классов Чимитовой Ж.Ц.
  • Сайт учителя математики Цыбиковой С.Г.
  • Сайт учителя русского языка и литературы Будаевой Т.Ц.
  • Сайт учителя истории и обществознания Бадмаевой М.Б.
  • Сайт учителя русского языка и литературы Очировой Л.Ц.
  • Сайт учителя физики Цыдыпова Б.Ц.
  • Сайт Будажаповой Сержуни Дамбаевны

  • Copyright MyCorp © 2019
    Создать бесплатный сайт с uCoz