Воскресенье, 17.11.2019, 21:23
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Шибертуйская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Категории раздела
День знаний [25]
День знаний
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Доклады учащихся

Исследования состояния и уровня этнической толерантности
жителей улуса Шибертуй
 Введение
 Одним из важнейших качеств, присущих человеку, обладающему соответствующими обществу ценностными ориентациями, является этническая толерантность – умение терпимо, а главное – с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни. Этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. И покуда существуют разные языки, страны и уклады, будет существовать национальный вопрос, потому, что люди разных языков, стран и укладов, будут сравнивать себя друг с другом. В последние годы многие нации законфликтовали. Например, прибалтийцы стали недовольны русскими, азербайджанцы – армянами, и наоборот. А некоторые русские – нерусскими, живущими в России. И ладно бы, это выражалось просто в патриотических, хотя и косых взглядах, но в результате столкновений погибают люди. В связи с этим, формирование установок толерантности, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма, и противодействие им имеют для многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность.
Актуальность моего исследования обусловлена тем, что современное общественное развитие сопровождается еще и обострением противоречий между интересами различных социальных групп и слоев общества, в том числе и на почве этно-национальных отношений. И в нынешних условиях конструктивное взаимодействие всех может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.
Цель работы заключается в исследовании состояния, уровня и особенностей межэтнической толерантности в нашем улусе.
Для достижения цели поставлены следующие  задачи:
1 . изучить действующие нормативно-правовые документы, посвященные законодательным основам национальной политики;
2. ознакомиться с исследованиями этнической толерантности психологами;
3. изучить проявления толерантности и интолерантности жителей улуса;
4. определить показатели и уровни этнической толерантности у жителей нашего улуса.
Объектом исследования является межэтническая толерантность, а предметом исследования особенностей межэтнической толерантности у жителей улуса Шибертуй
Основное содержание
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи и выводы классических и современных ученых, занимающихся разработкой проблем формирования этнической толерантности. Эмпирическую базу исследования составили результаты исследования, которое осуществлялось путем опроса учащихся. В настоящее время в Шибертуе проживают 1256 человек, из них бурят – 906, русских 325, других национальностей 25. Буряты в Шибертуе являются этническим большинством, и от уровня их толерантности по отношению к жителям иных национальностей зависит, какая картина межнациональных отношений здесь складывается Для исследования состояния и уровня этнической толерантности жителей улуса Шибертуй мною были проведены беседы «Что такое толерантность и интолерантность?», «Какой национальности человек?», проведен опрос, по анкете, составленной мною на основе сборника «Межнациональные и этнические вопросы Бурятии» и книги «Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков» Марии Герасимовой В ходе беседы «Что такое толерантность и интолерантность?» выяснилось, что большинство учащихся не знают определения толерантности, многие не понимают смысла. Поэтому уясненены понятие «толерантность» и про­тивоположное по значению понятие «нетерпимости», т.е. интолерантность
Толерантность — слово из активного словаря каждого образо­ванного человека. Происходит оно от латинского tо1егагша, что означало в первоначальном смысле «терпение». Этнонациональная толерантность — это проявление терпимости в отношениях между нациями, расположенность к другим национальностям, умение мириться с проявлениями на­циональных черт характера, привычками, обычаями. Известный российский этнолог В.А. Тишков определяет то­лерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, по­ведению, национальной принадлежности. Он считает, что толе­рантность — это готовность и способность принимать без про­теста и вмешательства личность, вещь. [4] В русском языке существует два слова: «толерантность» и «терпимость» в одинаковом значении. Толерантность (терпи­мость) — способность, умение терпеть, выносить что-нибудь чу­жое, мириться с чужим (мнением, характером и т. п.), соглашать­ся с существованием чего-то или кого-то, быть снисходительным к чему-то или кому-то. [3] От не­терпимости страдают люди, народы, государства. Известный педагог, специалист в области толерантности Бетти Э. Риердон называет следующие симптомы нетерпимости: стереотипы, предубеждения, дискриминация, насмешка, поиск «козла отпущения», агрессивный национализм, расизм, этноцентризм, религиозный фанатизм, ксенофобия. (см. Приложение) На вопрос, какие из них наиболее типичны для современной России респонденты выбрали: предубеждения (43%), стереотипы(32%), насмешка (10%), поиск «козла отпущения»(8%), дискриминация (7%) Вопрос «Какой национальности человек?» обсуждался в 9-10 классах. Выяснили, что нация – «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в области культуры». [5. стр. 91.] Национальность – «принадлежность к какой-либо нации». Возник вопрос, отчего возникает национальная неприязнь на бытовом уровне? Может быть в быту люди пользуются другими, более простыми подходами в определении национальности? В исследуемых группах были выявлены следующие подходы к определению нации: Внешностный. Им обычно пользуются, если говорят: «Гиви-грузин» - и имеют в виду нерусское имя и черные вьющиеся волосы. Или утверждают: «Тамара – русская» - на том основании, что у нее русые волосы. Но Гиви может просто быть абхазцем, а Тамара – еврейкой. Так, что обособлять нации по внешности нельзя. Регистрационный. В самом деле, проще всего взять паспорт человека и посмотреть, что написано в соответствующей графе. Однако с потерей паспорта человек лишается национальности, кроме того в большинстве стран паспорта не в ходу. По происхождению. Казалось бы подход наиболее точен. Хорошо, когда все предки человека одной нации, а если у человека по отцовской линии дед – грек, бабушка – русская, а по материнской линии дед - китаец, но бабушка – бурятка? Религиозный. Именно он применялся в царской России, когда при регистрации спрашивалась вероисповедание. Привилегией пользовались лишь православные. Но богоотрицание и отрицание наций – отнюдь не одно и то же! Иррациональный. Этот подход применялся главным образом в Германии при Гитлере. (Я чувствую – он еврей!). Языковый. Ясно, что, если ты говоришь на бурятском языке, то ты – бурят, неверно. «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит» - эта фраза В. И. Даля- автора толкового русского словаря. Но вспомним, что любимая пушкинская героиня, Татьяна Ларина «…по-русски плохо знала, журналов не читала, и выражалася с трудом на языке своем родном, итак, писала по-французски…». Но никто ведь не считает ее француженкой. [5. стр. 93] Все рассмотренные подходы дают нам понять, почему так ошибочно, нелепо идет размежевание наций на бытовом уровне. Но отчего возникает сама вражда, национальная неприязнь? Первый межнациональный конфликт случился много веков назад. Согласно Библии, древние люди, уверовав свое всемогущество, решили построить башню, достигающую неба. Бог, разгневавшись на замысел, смешал все языки, и, перестав понимать друг друга, люди бросили все и рассеялись по земле. Город, где происходило «столпотворение», т.е. «творение столпа» - башни, назвали Вавилоном. Вот откуда выражение «Вавилонское столпотворение». Национальный конфликт заранее был предопределен утопичностью цели. И вся мировая история подтверждает: национальные конфликты вспыхивают там и тогда, где и когда приходят в негодность идеи политического и государственного устройства, а значит, где и когда действуют причины политические и социальные. [5. стр. 94]. Можно привести много примеров. Государство – это всегда объединение многих наций в «одном доме». Пока в «доме» порядок, то он стоит крепко, народы живут как соседи: ходят друг другу в гости, одалживают хлеб, деньги. Но, если в доме неладно, случаются перебои, народы начинают искать виновного, обвинять друг друга, словом, в каждом «соседе» появляется рьяный патриот (проклинают, что живут в общем доме, лучше бы имел свое, но отдельное маленькое жилище) В пору национальных волнений быть только патриотом – плохо, ибо недостаточно. Полтора века назад поэт Федор Иванович Тютчев дал формулу патриотизма: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать- В Россию можно только верить.» И хотя сказано о русских, также мог сказать о своем крае любой певец родного края: попробуйте найти страну без «особенной стати». Именно, поэтому при межнациональных сравнениях нужно припрятать милые патриотам измерения. Также неумеренный патриотизм может быть плохим помощником в тактических вопросах. Ведь любой национальный вопрос крайне деликатен, поскольку касается интимных чувств, к которым относится и любовь к родине. А ведь рьяный «патриот», услышав, как кто-то запевает: «Хороша страна Болгария…», сразу же вступает на тон выше: «А Россия лучше всех!». И что при этом должен чувствовать патриот болгарский? Так, что лучше уравновесить в себе патриотизм космополитизмом, «космополит» – «всемирный гражданин» по толковому словарю. [5. стр.94] Вывод: Человек может думать на нескольких языках, но нации он одной: той, к которой он себя относит сам.
 Результаты исследования
Для решения задач исследования я провела опрос по тестам. Респондентов разделила на три группы: учащиеся 9-10 классов, где предварительно проводились вышеупомянутые беседы, 8-ые и 11-е классы, где не проводились беседы, и взрослое население.
Тест 1. [1]
Данный тест предназначен для выяснения современного состояния межнациональных отношений в нашем улусе. На вопрос «Как вы оцениваете «социальную температуру» в сфере межнациональных отношений?» ответили так: хорошо (42%), скорее хорошо (30%), удовлетворительно (27%), плохо (0%), нет ответа (1%). Отвечая на вопрос: «Какую оценку вы можете дать межнациональным отношениям в нашем улусе?», больше 82% респондентов охарактеризовали ситуацию, как стабильную, лишь небольшая часть указала на наличие некоторой напряженности в отношениях между представителями различных национальностей (около 3%), более 14% не смогли дать оценку состоянию межнациональных отношений. Межнациональная толерантность бурят и русских в нашем улусе можно сказать, что высока. Доброжелательность взаимоотношений русских и бурят имеет глубокие исторические корни. Это доказывает ответ на вопросы: «Есть ли среди ваших друзей представители другой национальности?» (да – 100%) и «Назови национальность трех ближайших друзей, которых бы ты выбрал» буряты в первую очередь называют русских, а русские бурят. Завершая анализ мнения жителей нашего села по характеристике ситуации в сфере межнациональных отношений следует отметить стабильность этих отношений. Однако данные о том, что немногие отвечают, что «есть некоторая напряженность», нуждается в раскрытии причин.
 Тест №2.
 В настоящем исследовании ставились следующие цели: выявить состояние этнического самосознания и самоидентификации жителей нашего улуса, их представления, знания о собственном народе и о других народах, восприятие этих народов и отношение к ним; определить динамику этих показателей в зависимости от осведомленности вопроса; установить, какие факторы влияют на этносознание. Основная процедура исследования – опрос с помощью анкеты, рассчитанной на самозаполнение респондентами. Этот инструментарий включал широкий круг эмотивных, когнитивных и поведенческих показателей этнического самосознания жителей, а также показателей того, как они воспринимают этническую картину окружающего мира. В нашей выборке буряты составляют этническое большинство населения села, в основном учащиеся старших классов.
 1. Этническая идентификация и межнациональное общение
 Рассмотрим, прежде всего, критерии этнической идентификации, как их представляют себе подростки, и взрослые. Они фиксировались вопросом анкеты: «Что больше всего объединяет, роднит людей одной национальности?». Респондентам предлагалось оценить значимость девяти следующих критериев. Выявилось, что мнения всех участников опроса о доминирующем критерии довольно близки. Чаще всего они отмечают общие традиции, обычаи (82 %), и общий язык (72%). Несколько отличаются ответы бурятских школьников: для них в качестве главного объединяющего признака выступает общая религия (52%). Важным фактором, занимающим третье место, является также общая земля, территория. Проблема национальных отношений глубоко небезразлична для опрошенных. С одноклассниками на эти темы часто или, по крайней мере, иногда говорит значительное большинство подростков – от 60%. Школьники ведут такие беседы в семье – 52%. Среди респондентов в школе проблемы национальных отношений обсуждают в школе только 26% среди русских, 20,6% среди бурят. На вопрос: «То, как ты относишься к тому или иному человеку, зависит от его национальности или не зависит?», ответ «совершенно не зависит» был почти у всех. Для респондентов неодинакова и «способность только по внешним признакам определить, к какой национальности принадлежит незнакомый человек». 23% не могут определить национальность по внешним признакам. У подростков главнейшие признаки для идентификации незнакомца – это черты лица (70,1%) и речь, язык (47%). Менее значимые признаки – манера поведения, темперамент, манера одеваться. Переживая в общении с людьми трудности, порождаемые межэтническими различиями, подростки неизбежно сталкиваются с двумя личностными проблемами. Во-первых, они должны осознать собственную этничность и ее положение в окружающей среде. Во-вторых, им предстоит выработать свою позицию по отношению к другим этническим общностям. По ответам на ряд вопросов, касающихся оценки собственной национальности мы получили такие результаты. 8 % считает свой народ «лучше других народов».92%– «мой народ не лучше и не хуже других народов». И, естественно, «хуже других народов» свой народ не считает практически никто. Личностные эмоциональные реакции, связанные с рефлексией своей этничности, фиксировались вопросом: «В жизни тебе приходилось чаще гордиться своей национальностью или стесняться ее?». Доля тех, кто «чаще гордился», во всех группах – наибольшая. Ответ «чаще стеснялся» во всех группах дали очень немногие респонденты. У подростков всех групп зафиксированы почти одинаковые поведенческие реакции, являющиеся следствием рефлексии своей этничности. «Скрывать свою национальность» не приходилось ни разу в жизни всем респондентам. Несколько неожиданными оказались ответы на вопрос: «Приходилось ли тебе испытывать стыд за людей своей национальности?». Респонденты именно тех национальностей, у которых чувство национальной гордости выражено сильнее, чаще отвечали утвердительно: у русских – 32%. Среди бурят доля таких ответов больше – 36,8%. На вопрос: «Приходилось ли тебе сталкиваться с недоброжелательным отношением к тебе лично из-за твоей национальности?» утвердительно ответили -7% Некоторые признаются, что позволяли себе недоброжелательные высказывания на этнической почве, но их немного. (9%) Для некоторых подростков предпочтительно пребывание в этнически однородной среде сверстников. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: «В каком классе лучше учиться – в котором ученики разных национальностей или в котором все ученики только твоей национальности?». Мононациональный коллектив предпочитают 20% бурят и 11% русских, значения, все равно, в каком классе учиться» – более всего характерна для большинства. В установках на этничность самого близкого круга общения все группы проявили единодушие. Почти все считают, что, выбирая друзей, «национальности не нужно придавать значения». Но есть и те (2%), кто считают все же, что выбирать друзей «лучше среди людей своей национальности». Однако реальный этнический состав микросреды принципиально отличается от установок. При ее формировании сильно проявляется этническая избирательность. Это хорошо видно из ответов респондентов на вопрос о национальности трех ближайших друзей. Во всех группах у всех национальность первого друга, та же, что и у самого респондента. На втором месте у бурята стоит русский и наоборот – у русского - бурят.
 2. Этническая толерантность
 Одним из важнейших качеств, присущих такому человеку, является этническая толерантность – умение терпимо, а главное – с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни. Этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. Респондентам предлагался блок из 26 утверждений, относительно которых надо было выразить свое согласие или несогласие. Каждое утверждение затрагивало ту или иную сторону межнациональных отношений. 13 утверждений были сформулированы как показатели различных аспектов этнической толерантности; другие 13 - этнической интолерантности. [1] Толерантное утверждение, получившее максимум согласий (85,5%) – «Нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди». Утверждение, с которым, напротив, согласилось меньше респондентов (68,0%) – «Россия – многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть русским по национальности». То есть, если одобрение первого утверждения предполагает умеренный уровень этнической толерантности, то одобрение второго утверждения свидетельствует об очень высоком уровне толерантности. Среди интолерантных утверждений также укажем наиболее популярное (выбор которого свидетельствует о низком уровне интолерантности) – «Наплыв в Россию приезжих из стран ближнего зарубежья способствует росту преступности» (73% согласий). Наименее популярное (характерное для тех, чей уровень интолерантности очень высок) – «Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать туда» (21 % согласий). На основе этого теста был сконструирован обобщенный показатель этнической толерантности. Группы с крайними ориентациями – с высоким уровнем толерантности и с высоким уровнем интолерантности – оказались очень малы (по 3 % каждая). Поэтому для дальнейшего анализа мы объединили высоко толерантных со средне толерантными в общую группу «толерантных», а высоко интолерантных со средне интолерантными в общую группу «интолерантных». В итоге оказалось, что большинство (56%) составляют подростки, никак не определившиеся со своими взглядами в области межнациональных отношений. Однако, более важно то, что группа «толерантных» оказалась несколько больше группы «нетолерантных» (25% и 19%, соответственно). То есть, для школьников нашего улуса характерной может считаться толерантная позиция по отношению к другим народам. Выявилась любопытная закономерность. В тех классах, в которых проводилась беседа, толерантных вдвое больше, чем интолерантных (27% и 14%, соответственно). Утверждение, фиксирующее уровень религиозной интолерантности: «Самой главной религией в России должно быть православие», не сочли верным все респонденты, с противоположным суждением, фиксирующим толерантную установку: «Все религии, существующие в России, должны быть равноправны» согласились все.
 3. Этническая картина России и мира.
Для фиксирования диапазона этнической антипатии мы использовали еще один, тестовый вопрос: «Человеком какой национальности тебе ни за что не хотелось бы родиться Лидируют в этом негативистском рейтинге евреи (для 16,8% неприемлема возможность родиться представителем этого народа); «негры» («африканцы», «чернокожие») – 13,8%; «кавказцы» – 10%; Подавляющее большинство (92,4%) видят свои народы органически включенными в определенные этнокультурные и географические ареалы. Индикатором этого служат вполне конкретные ответы на вопрос: «Какие народы могут считаться самыми близкими по духу, традициям, обычаям, образу жизни к твоему собственному народу?» Для русских подростков, как и следовало ожидать, такими народами являются украинцы (их назвали 30% опрошенных), белорусы (19%) и обобщающая категория «славяне» (5%), буряты в первую очередь упоминают монголов (65%), японцев (25%) и китайцев (10%). Таким образом, видно, что основания, по которым опрошенные тесно идентифицируют свой собственный этнос с узким кругом других этносов, довольно многообразны. Это и общность генезиса, исторических судеб народов, территориальная близость, и антропологическое сходство, и общая конфессиональная принадлежность, и близость языков, культур, национального характера, поведенческих образцов. Есть ли у наших респондентов установка на расширение, углубление своих представлений о людях иных национальностей, отличных от их собственной? Утвердительно ответили на вопрос: «Хотелось бы тебе получше узнать об обычаях, традициях других народов России, и если да, то каких именно?» все. Однако, «этнографическая любознательность» русских подростков, похоже, не вполне ими отрефлексирована и конкретизирована. Во всяком случае, 15,5% ответили что их интересуют «многие или все народы», упомянуты англичане (5,8%), французы, американцы, японцы, китайцы, то есть народы развитых или очень крупных стран. Буряты среди народов, чьи обычаи и традиции им хотелось бы узнать получше, чаще, чем других, называют японцев (10,3%), русских (7,4%) и китайцев (4,4%). Из этих распределений хорошо видно, что для подростков всех пяти обследованных национальностей объект их главного «этнографического интереса», во-первых, в значительной мере совпадает и, во-вторых, ограничен довольно узким кругом народов. Такая избирательность подтверждается ответами на специальный тестовый вопрос: «Хотелось бы тебе родиться человеком другой национальности, и если да, то какой именно?». Отметим, что утвердительный ответ не дал никто. Это, между прочим, говорит об очень сильной идентификации с собственным этносом.
 4. Этнические стереотипы
 Для фиксации этих стереотипов использована оригинальная, хотя весьма трудоемкая методика. Вначале респондентам предлагалась вводка: «Некоторые люди считают, что те или иные качества (положительные или отрицательные) у представителей одних народов встречаются чаще, чем у представителей других народов. Справа от каждого из перечисленных качеств напиши названия народов, для которых, по-твоему, данное качество наиболее характерно». Далее следовал список из 26 чередовавшихся положительных и отрицательных качеств. Какие же черты в первую очередь приписывают собственному народу русские подростки? Из положительных качеств – это смелость (частота упоминания – 61,8%), доброта, гостеприимство, ум, гордость (в порядке убывания от 47,1% до 39,8%). Из отрицательных – лень (43,8%), завистливость, хитрость, наглость, жадность (от 13,0% до 8,4%). Для бурят главными позитивными качествами их народа являются: ум (45,6%), вежливость, гостеприимство, честность, миролюбие (от 29,4% до 16,2%). Главные негативные качества: хитрость (10,4%), хитрость, высокомерие, наглость, (от 5,5% до 4,2%).
Заключение.
 Межнациональные и этнические проблемы относятся к числу актуальных и у нас. Исследуя состояние, уровень и особенности межэтнической толерантности в нашем улусе, можно сделать вывод, что большинство населения улуса, считает национальные отношения стабильными. Полученные результаты свидетельствуют все же, что есть, хотя и мало, определенная напряженность в межнациональных отношениях подростков, их этнической избирательности в межличностном общении. Межнациональная толерантность бурят и русских в нашем улусе можно сказать, что высока. Состояние этнического самосознания и самоидентификации жителей нашего улуса, их представления, знания о собственном народе и о других народах, восприятие этих народов и отношение к ним позволило определить динамику этих показателей в зависимости от осведомленности вопроса. Те дети, которые опрошены после проведения беседы, этнически толерантны более, чем те, с которыми не обсуждались вопросы толерантности. Поэтому говорить с ребятами о толерантности надо. Все же интолерантных в Шибертуе меньше на много (около 10%) Образ собственного народа – всегда выглядит несопоставимо более привлекательным, чем образ любого другого народа. Это наблюдается и в Шибертуе, отличающейся спокойствием межнациональных взаимоотношений. Но в некоторых сферах достаточно действенны символы приоритетов и национальной самоидентификации. Поэтому еще рано говорить о полном исчезновении угроз межнациональной напряженности.
 Список литературы
Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков // Россия : трансформирующееся общество. – М., 2001. – с. 487-505
Межнациональные и этнические вопросы Бурятии: сб.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – 132 с.
 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М, «Русский язык», 1990.
Уроки толерантности. Сборник конкурсных работ педагогов и студентов. Фонд «За гражданское общество». Верстка6 Потнин К.П., Уфа, 2004.
Хочу все знать: Научно-художественный сб./ Сост. Неуймина -Л., Дет.лит., 1990. – 320 с.
 
Приложение 
 Тест 1.
1.больше всего объединяет, роднит людей одной национальности?.
 а) общие традиции и обычаи,
б) история,
 в) религия,
г) язык,
 д) территория,
е) предки,
ж) трудности и беды,
 з) враги,
и) схожие черты характера и поведения.
 
2. Обсуждаете ли проблемы национальных отношений? а) в семье б) в школе в) с друзьями г) часто д) иногда е) никогда
3. То, как ты относишься к тому или иному человеку, зависит от его национальности?. а) да б) нет
 4. Внешние признаки, по которым ты можешь определить, к какой национальности принадлежит незнакомый человек это: а) черты лица б) речь, язык в) манера поведения г) темперамент д) манера одеваться.
 5. Как ты думаешь: а) твой народ лучше других народов; б) твой народ не лучше и не хуже других народов; в) хуже других народов?
6. В жизни тебе приходилось чаще а) гордиться своей национальностью б) стесняться ее в) скрывать свою национальность?
7. Приходилось ли тебе испытывать стыд за людей своей национальности? а) ни разу не приходилось б) приходилось один или несколько раз в) приходилось много раз г) затрудняюсь ответить
 8. Были ли такие случаи, когда ты открыто высказывал свое недовольство каким-нибудь народом, людьми определенной национальности? а) ни разу не было б) было один или несколько раз в) было много раз г) затрудняюсь ответить
 9. Приходилось ли тебе сталкиваться с недоброжелательным отношением к тебе лично из-за твоей национальности? а) ни разу не приходилось б) приходилось один или несколько раз в) приходилось много раз г) затрудняюсь ответить
10. В каком классе лучше учиться – а) в котором ученики разных национальностей б) в котором все ученики только твоей национальности?
 11. Выбирая друзей, а) национальности не нужно придавать значения б) нужно придавать значение
12. Назови национальность трех ближайших друзей, которых бы ты выбрал а)____________________ б)____________________ в)____________________
13. Какие народы могут считаться самыми близкими по духу, традициям, обычаям, образу жизни к твоему собственному народу? а)____________________ б)____________________ в)____________________
14. Хотелось бы тебе получше узнать об обычаях, традициях других народов России, и если да, то каких именно? а)____________________ б)____________________ в)____________________
 15. «Некоторые люди считают, что те или иные качества (положительные или отрицательные) у представителей одних народов встречаются чаще, чем у представителей других народов. Справа от каждого из перечисленных качеств напиши названия народов, для которых, по-твоему, данное качество наиболее характерно». смелость вежливость общительность честность ум гордость свободолюбие, трудолюбие, доброта, гостеприимство, щедрость, миролюбие, скромность. Лень хитрость, жестокость, трусость, агрессивность, жадность, коварство, наглость, лживость, безволие, высокомерие, лицемерие, завистливость.
 17. Человеком какой национальности тебе ни за что не хотелось бы родиться?
18. Хотелось бы тебе получше узнать об обычаях, традициях других народов России, и если да, то каких именно?
19. В межнациональных отношениях в Шибертуе а) проявляется скрытое напряжение б) нет напряжения (они стабильные) в) чувствуется сильное напряжение
 20. Укажите, пожалуйста, в каких сферах, где и как оно проявляется: а) в негативном отношении к представителям некоторых народов б) в разговорах в) в усмешках над внешним обликом, г) проявляется в наглом поведении, д) в физическом и моральном насилии.
 21. Приходилось ли Вам в последнее время становится свидетелем или участником конфликтов между представителями разных национальностей? а) да б) нет
 22. С чем связаны эти конфликты?
23. Считаете ли вы себя людьми толерантными, уважающими взгляды и мировоззрение других людей и народов. а) Да б) Нет
 
Автор: Будаева С.Б. Руководитель: Цыбикова Н.Д.
 
 
Корзина
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
  • Сайт учителя начальных классов Цыдыповой О.Д.
  • Сайт учителя начальных классов Чимитовой Ж.Ц.
  • Сайт учителя математики Цыбиковой С.Г.
  • Сайт учителя русского языка и литературы Будаевой Т.Ц.
  • Сайт учителя истории и обществознания Бадмаевой М.Б.
  • Сайт учителя русского языка и литературы Очировой Л.Ц.
  • Сайт учителя физики Цыдыпова Б.Ц.
  • Сайт Будажаповой Сержуни Дамбаевны

  • Copyright MyCorp © 2019
    Создать бесплатный сайт с uCoz